Почему ребенок не говорит?

  Малышу уже почти два, а он упорно не говорит. Что же делать? Бить тревогу или ждать? Норма это или патология? Как поступить в такой ситуации – ждать или обратиться к врачу?

Для беспокойства есть причины, ребенок наиболее восприимчив к обучению речи в первые три года жизни. Есть мнение, что если ребенок долго не говорит, то потом начнет произносить сразу сложные предложения и быстро догонит сверстников.

Может быть и так, но если ребенок молчит в следствии каких то патологий, то после трех лет лечение будет достаточно затруднительным, а иногда практически не возможным.

Что же делать?

Что же делать если малыш не говорит? В первую очередь нужно постараться найти причину задержки речи у крохи. Без помощи врачей здесь не обойтись. Для начала посетите логопеда что бы исключить физиологические нарушения артикуляционного аппарата.

Так же логопед проведет специальные тесты с малышом, чтобы определить на сколько речь отстает от нормы. Как педагог хочу заметить, что заключение по тестам может быть весьма не корректным. Малыш может замкнутся, испугаться человека в белом халате. Не редки случаи когда в медицинской карте ребенка написано «задержка речевого развитая», а на деле ребенок говорит лучше всех. Но это не повод для отказа от похода к врачу.

Так же нужно получить консультацию у микроневропатолога. Этого доктора родители очень часто игнорируют, а зря. Очень часты случаи когда общаясь с родителями отстающих в развитии детей, выясняется что микроневропатолог назначал лечение в раннем возрасте, но родители сочли излишнем выполнят его рекомендации. И вот, как говориться, на лицо проблемы, которых могло бы и не быть.

На первом году жизни органически поражения нервной системы поддаются коррекции на 90%, к трем годам этот процент падает до 60, а после трех лет может быть уже и слишком поздно. Не лишним будет показать ребенка лору.

Побуждаем ребенка к диалогу

Но что делать родителям, если все эти специалисты не обнаружили отклонений в развитии? В первую очередь нужно побуждать ребенка говорить, а не выполнять все его просьбы по первому взгляду или жесту.

Помните как в известном анекдоте, когда ребенок очень долго молчал, как рыба, и заговорил только, когда ему подали несладкий чай. «Как?! — удивились родители, — ты умеешь говорить?! Почему же ты раньше молчал?!». «Так раньше все было нормально», — невозмутимо ответил малыш.

Так же задержка речевого развития может быть в следствии не достаточного внимания к ребенку когда с ним мало общаются, не читают книжек, мало играют. Я думаю что эта категория родителей вряд ли будет посещать подобные этому ресурсы, так что задерживаться на этом мы не будем.

Развиваем мелкую моторику рук

Одной из причин задержки речи может быть не развитая мелкая и крупная моторика.  Считается, что мелкая моторика рук связана с речевым центром головного мозга.  Развитию мелкой моторики рук способствуют настольные игры с мелкими деталями: конструкторы «лего», мозаика, пазлы, кубики, пирамидки, домино, аппликация, лепка из пластилина.

Помните, что с мелкими предметами ребенок должен играть только под вашим присмотром, а пластилин должен быть Российского производства.  Так же хорошие результаты дает перебор крупы. Смешайте немного риса и гречки и предложите ребенку разобрать их. Можно переливать воду из стакана в стакан.

Купите в канцтоварах разноцветные липкие ленты ценников, которые обычно наклеивают в магазинах на товар. Покажите ребенку, как их можно наклеивать на листок бумаги. Может получиться паровозик, гусеница, солнышко, цветочек.

С детьми по старше (4-5 лет) можно заняться поделками из бумаги оригами.  Полезно катать между ладошками колючие мячики. Покупать такие мячики лучше в специальных ортопедических центрах или спортивных магазинах.  Обыграть все это можно под сказку «Колобок». Подробнее о приемах развития речи читайте  здесь.

Пальичиковая гимнастика

Одним из основных методов развития мелкой моторики рук в раннем возрасте является пальчиковая гимнастика. Что же происходит, когда вы с малышом занимаетесь пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами  приводит к стимуляции в речевых центрах головного мозга , что, в конечном итоге, способствует развитию речи.

Так же игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают способность подражать взрослому, учат понимать речь, стимулируют речевую активность ребёнка. Развивается память малыша. В результате освоения всех упражнений, кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Заниматься пальчиковой гимнастикой нужно регулярно. Занятия время от времени не дадут нужных вам результатов. Время занятий до пяти минут. Здесь я не буду приводить всем известные «Сорока-сорока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик». Все вы их прекрасно знаете и наверняка не раз уже играли с ребенком. Ниже приведены менее известные упражнения.

Засаливаем капусту

Все строчки повторяются по два раза.

— Мы капусту рубим ( пальцы ладошек прижаты друг к другу, стучим то об одну ладошку, то о другую ребром   другой — фото 1)

— Мы капусту режем (ребро одной ладошки трет о другую как будто режет ножом, на второй строчке ладошки меняем)

— Мы капусту солим (пальцы собраны в щепотку как будто солим)

— Мы капусту жмем (попеременно сжимаем ладошки в кулак и разжимаем их, сначала обе вместе, затем по переменно — фото 2)

— Мы морковку трем (одна ладошка сжата в кулак и энергично трет по другой раскрытой ладошке, затем руки меняем — фото 3)

Мама и дочка (сыночек)

Ладошки плотно прижимаем друг к другу и растопыриваем пальцы (фот 1). Рассказываем ребенку, что вот эти маленькие мизинчики — это дочка (сыночек), а большие пальцы — это мама. Диалог:

— Мама, мама! (мизинцы стучат друг по другу как можно быстрее, остальные пальцы должны быть прижаты друг к другу)

— Что, что, что? (большие пальцы стучат друг о друга, остальные прижаты)

— Гости едут! ( мизинцы стучат друг о друга )

— Ну и что? (большие пальцы стучат друг о друга)

— Здравствуйте, здравствуйте! (ладошки сжимаются в замок и разжимаются — здороваемся с гостями —  фото 2)

— М-ма, м-ма, м-ма (стучим кончиками пальцев обеих рук друг о друга и чмокаем губами, как во время поцелуя- фото 3)

Кто выше?

Вы говорите ребенку, что сейчас ваши пальчики будут прыгать. Чьи выше прыгнут ваши или малыша? Кончика пальцев обеих рук ставите на стол или любую другую твердую поверхность. Желательно, что бы ребенок находился на против вас.

Предлагаем постучать по столу большими пальцами, остальные должны остаться прижатыми к столу. При этом вы в игровой форме говорите: «Сейчас большие пальчики будут прыгать. Прыг-скок, прыг-скок! Твои выше прыгают. Сейчас мои постараются прыгнуть по выше. А сейчас будут прыгать указательные пальчики. Как они прыгают? Прыг-скок! У кого выше? А теперь прыгают средние пальчики».

И так дальше до мизинчика. Если ребенок устал до того, как все пальчики «попрыгают», не заставляйте ребенка, доиграете позже. Как правило, детям интересно играть с пальчиками вместе с вами.

Если все же у вашего малыша остается задержка речевого развития и после трех лет, вам нужно тесно сотрудничать с такими специалистами , как невропатолог, дефектолог и логопед.

В детских садах есть специальные речевые группы, где с вашими детьми занимаются по особой программе специально подготовленные педагоги и логопед. Лично мой ребенок выпускник подобной группы детского сада.

Еще нам хорошую службу сыграла детская школа искусств, куда я отдала своего сына в пять лет. Там он занимался хореографией и играл на пианино. Как вы понимаете, подобные занятия развивают мелкую и крупную моторику, а это в свою очередь активирует речевой центр головного мозга. Все в ваших руках.

Любите своего малыша

Следующий  совет быть может и банален, но все таки: любите своего малыша, больше общайтесь с ним. Не отмахивайтесь от него, как от назойливой мухи. Если ребенок пытается вам что-то сказать, а вы его не понимаете, не спешите говорить об этом ребенку. Внимательно выслушайте его, кивайте головой, произносите подбадривающие слова. Ребенок должен поверить, что его понимают и хотят слушать. В противном случае он может замкнутся.

А в заключении этой статьи хочу привести веселое стихотворение Роберта Рождественского из цикла «Алешкины мысли»:

Все меня настырно учат – от зари и до зари:

— Это – мама! Это – туча!

Это – ложка! Повтори!!»

Ну а я в ответ молчу.

Или – изредка – мычу.

Говорить я не у-ме-ю,

а не то что – не хочу…

Только все это – до срока.

День придет, чего скрывать,-

буду я ходить и громко

все на свете называть!

Назову я птицей – птицу,

дымом – дым, травой – траву.

И горчицею – горчицу,

вспомнив, сразу назову!…

Назову я домом – дом,

маму – мамой, ложку – ложкой…

…»Помолчал бы ты немножко!..» –

сами скажете потом.

 

Желаю удачи!!!

 

 

2 Комментарии

  1. Очень познавательная статья, у меня растет дочка, изучаю информацию о развитии

    • Анастасия, буду очень рада, если мои статьи помогут вам в развитии вашей дочурки.

Обсуждение закрыто.