Осень, осень, в гости просим!

беседа об осени с детьмиПриветствую вас на блоге «Мой ВундерКиндер». Сегодня я предлагаю вашему вниманию конспект беседы с ребенком об осени.

Наверняка во время прогулок вы обращали внимание малыша на изменения, которые происходят сейчас в природе, читали стихи и книги на осеннюю тематику. Очень хорошо, если вы учили стихи наизусть.

Беседа с ребенком об осени по предложенному конспекту поможет обобщить, систематизировать и дополнить уже имеющиеся знания ваших детей.
Занятие предназначено для детей от четырех лет. Некоторые задания будут предназначены только для старших дошкольников после пяти-шести лет.

Для проведения занятия вам понадобятся карточки и картинки с осенней тематикой. Их вы сможете скачать с секретной странички в разделе «Дополнительные материалы к занятиям».

Перед началом занятия украсьте комнату осенними листочками на длинных нитках. Листья должны располагаться немного выше роста ребенка. Очень красиво будет, если прикрепить листочки к ниточкам гелевых шариков и расположить в комнате как удобно. Листочки должны быть разного цвета и с хорошо знакомых деревьев. Шаблоны листьев вы найдете в дополнительных материалах.

Беседа с детьми об осени

Вы можете сначала рассказать детям небольшой рассказ об осени с использованием картинок, а затем задать вопросы. Но я предпочитаю активный диалог во время беседы с детьми.

Вот и закончились теплые и веселые летние дни и наступило какое время года? ( осень). Почему вы так решили? (ребенок должен перечислить признаки осени).  Трава и цветы засыхают и желтеют. Начинают желтеть и листья на деревьях и кустарниках. Сначала желтеют листья на верхушках деревьев, а потом и на нижних ветках. Вы знаете какие деревья начинают желтеть первыми? (ответы детей). Листья на березах и липах желтеть начинают раньше, чем на других деревьях.

Все чаще дуют порывистые холодные ветры. Под порывами ветра срываются пожелтевшие листья, медленно кружатся в воздухе и падают на землю, образуя мягкий желтый ковер. А вы знаете, как называется явление падающих листьев? (ответы детей). Это называется листопадом.

Задание для детей старше пяти лет: Давайте расскажем про осенние листочки, какие они? (Осенние, красивые, желтые, большие, березовые и т.д). Работа с карточками. Распечатайте и разрежьте карточки с листочками.  Предложите разложить листики от самого светлого до самого темного.

Подвижная дидактическая игра «С какого дерева листок»

Для этой игры мы используем листочки на воздушных шариках. Взрослый говорит: «Бежим к кленовому листочку! Давай подпрыгнем и достанем его. Какого цвета кленовый листок? А теперь побежали к дубовому листочку!» и т.д. Чем старше ребенок, тем больше листьев с различных деревьев он должен знать. В конце игры предложите ребенку побыть ветром и подуть на листочки.

Какое время года изображено на картинке? Все ли деревья осенью желтеют и сбрасывают листья? Какие деревья остаются зелеными круглый год?

С первыми холодными осенними днями пропадают насекомые. Поэтому птицы, которые в основном питаются насекомыми, улетают на юг. Вы знаете как называются птицы, которые улетают зимовать на юг? (перелетные). Первыми улетают стрижи и ласточки. Другие птицы начинают питаться ягодами, семенами и зернами. Но скоро и они начнут собираться в стаи и улетят в теплые края. (Рассматриваются картинки с перелетными птицами).

Дикие животные тоже готовятся к холодам. Как они готовятся? Меняют окрас шерсти, устраивают теплые норы, запасают корм. Осень приходит к нам не одна, а с братьями месяцами. Кто назовет осенние месяцы? Опираясь на картинки из дополнительных материалов предложите детям перечислить особенности каждого осеннего месяца. Задание для детей от шести лет. Придумайте предложение из слов:

  • Падать, земля, на, листья
  • Юг, на, осень, улетать, птицы.

Осенью часто идут холодные затяжные дожди, а небо затянуто серыми облаками. Давайте поиграем.

Динамическая пауза «Поймаем дождик».  Дети встают рядом со взрослым и протягивают ладошки вперед, а указательным пальцем другой руки стучат по ладошки, изображая падающие капли дождя. Взрослый говорит: Осенью часто идет дождь. Вот маленький и редкий дождик капает кап, кап, кап. А вот пошел сильный и частый дождик кап-кап-кап-кап. И снова мелкий дождик кап, кап, кап. Задача детей проговаривать вместе со взрослым и стучать по ладошке то медленно то быстро.

Вместе с дождями осенью приходят холода. Как мы должны одеваться, чтобы не простыть? (ответы детей)

Предложите ребёнку продумать ситуацию и ответить на вопросы:

  • Что произойдет, если в дождик обуться в сандалии?
  • Что произойдет, если в ветреную погоду пойти гулять без шапки?
  • Что произойдет, если в морозную погоду гулять без шарфа?
  • Что произойдет, если исчезнет вся теплая одежда?

Творческая мастерская.

Распечатайте на цветном принтере раскраску из дополнительных материалов. Предложите ребенку раскрасить ее в цвета, предложенные схемой. Если у вас нет цветного принтера, просто предложите ребенку нарисовать осень так, как ему захочется.

Архив с дополнительными материалами к занятию вы можете скачать с секретной страничке. Если у вас еще нет кода доступа, заполните форму в правом сайт-баре блога.

До новых встреч на блоге «Мой ВундерКиндер»