Методика глобального чтения

Наиболее доступной, на мой взгляд, для обучения чтению маленьких детей (примерно 2-х лет) является методика глобального чтения. Глобальное чтение — это когда ребенок запоминает все слово целиком.

Я использую одну из разновидностей методики — глобальное чтение по складам. Склад — это часть слова, содержащая от одной до двух букв. Например: ма-ма, б-ра-т, ба-бу-ш-ка. Считаю, что данный метод позволяет плавно и не заметно переходить к обычному чтению.

Дидактический материал легко можно изготовить самим. Берем плотный белый картон, нарезаем полоски шириной примерно 5 см., затем на этих полосках маркером пишем печатными буквами слова по складам. Самое главное здесь — аккуратность. Если есть возможность наберите слова на компьютере и распечатайте на обычной бумаге, а за тем наклейте на полоски картона.

Для долговечности пособия рекомендую картонные полоски обклеить скотчем. Многие сторонники данного метода рекомендуют писать слови разными цветами, но я считаю что это будет отвлекать ребенка от главной цели. Лично я писала все черным цветом. Так же рекомендуется карточку обвести рамкой.

Теперь остановимся на том, с какими же словами нужно познакомить ребенка в первую очередь. Так как мы договорились, что изобретать велосипеда не будем, а значит и начнем с традиционных МА-МА и ПА-ПА. Также, если есть в вашей семье, Б-РА-Т или СЕ-С-Т-РА.

Немного позже можно будет перейти к более длинным словам, такими как БА-БУ-Ш-КА и ДЕ-ДУ-Ш-КА. То есть начинаем с близкого окружения родственников. На других карточках пишем имена мамы, папы и других членов семьи. Для первого знакомства берем три пары карточек например: МА-МА/И-РА, ПА-ПА/СА-ШАСЕ-С-Т-РА/КА-ТЯ.

Глобальное чтение. 1 этап

Обучение по методу глобального чтения происходит в три этапа. На первом этапе мы в игровой форме рассказываем ребенку, что написано на карточках. Для начала рассмотрите с ребенком карточки, найдите знакомые буквы, если ребенок их знает (в принципе по данному методу можно учить детей читать без знания букв, знакомя сразу со словом целиком). Затем разложите карточки соотнося члена семьи с именем друг под другом. Время занятия до 5  минут несколько раз в день.

Если ребенок заинтересовался — хорошо, если же нет то положите карточки на видное место среди игрушек ребенка. Возможно через день-два ребенок сам возьмет их и начнет задавать вопросы. Лично мой сын, когда я впервые предложила ему знакомство с карточками, внимательно меня выслушал, затем побросал все карточки в верх, развернулся и ушел. Я разочарованно посмотрела ему в след, затем положила карточки на полку с игрушками ребенка. А через несколько дней застала его за тем, что он раскладывал карточки и называл слова! С этого дня занимались мы ежедневно постепенно добавляя карточки. Через неделю он уже знал шестнадцать слов.

Старайтесь придумывать игровые приемы. Предложите ребенку поучить читать Мишутку (или любую любимую им игрушку). Со временем карточки увеличиваем до 10 пар и более. Все, что вы напишете на карточках должны быть конкретными людьми из близкого окружения ребенка или игрушки. Не забудьте об имени своего малыша.

Глобальное чтение. 2 этап

Когда ребенок будет хорошо ориентироваться во всех карточках и без ошибочно говорить что на них написано, можно переходить ко второму этапу. Только не торопитесь! (У меня во обучении по данному методу сына между первым этапом и вторым прошел почти год!) На втором этапе все слова постепенно разрезаются на склады и уже из них собираются слова.

Сначала разрежьте короткие слова, затем те, которые по длиннее.  Если вы начали учить ребенка без предварительного обучения буквам, то на этом этапе с буквами все же лучше знакомить, но это не обязательно.  Помним, что буквы ребенок должен называть коротко, то есть произносить звук. Если этим правилом пренебречь, то в последствии при обычном чтении могут возникнуть проблемы.

Глобальное чтение. 3 этап

На третьем этапе все слова разрезаются на отдельные буквы. Если честно, то этим этапом вы можете спокойно пренебречь, если вы буквы с ребенком уже выучили. Лично я со своим сыном после освоения первых двух этапов перешла сразу к азбуке.

Ведь как не крути и по каким новомодным методикам не учи ребенка читать, все равно придем к старой, доброй и надежной азбуке. Ведь умение читать — это не конечный этап. Ребенка нужно еще научить определять количество звуков и слогов в слове,  рассказать, что такое предложение и еще много разных премудростей.

Сейчас самым популярным букварем для дошколят является букварь Н.С. Жуковой. Этот букварь уже проверен временем и рассчитан именно на дошколят.  Этим букварем пользуются логопеды в детских садах с речевыми группами.

Желаю удачи!

 

6 Комментарии

  1. Когда я учила дочку читать, слова МАМА, ПАПА, ТАНЯ и др. были приклеены к фотографиям, т.е. дочка сразу называла, кто изображен на фотографии, а потом запоминала образ данного слова.

  2. Интересная методика, мы с сыном интуитивно тоже начали так заниматься. Я пока написала слова мама, папа и имена членов семьи. Запомнил он их быстро. Будем продолжать наши занятия дальше. Спасибо за статью!

  3. Наталья, спасибо! На сегодняшний день методик обучения чтению малышей очень много. Но на своем опыте я убедилась, что чем проще, тем лучше. В конце концов мы все равно возьмем в руки букварь по каким бы экзотическим методикам не занимались.

  4. Интересная методика. Думаю, именно по ней мы и начнем учиться читать. ?

    • Попробуйте, Елена. Методика простая, проверенная временем. И если вдруг ребенок не захочет заниматься не будет жаль потраченных денег. Ведь все, что вы потратите — это собственное время. А его нам на наших деток никогда не жалко.

Обсуждение закрыто.