Куда деть ребенка когда родители работают. Ясли или няня. | Рождение и воспитание ребенка

 

Когда родители работают.

На чье попечение оставить ребенка? Няня, ясли, кто-то из родных? Впрочем, вопрос этот может быть праздным, ибо у родителей не всегда есть возможность выбора.
Няня.
Большинство работающих матерей выходят из положения с помощью «приходящей няни», (существует также возможность отдавать ребенка няне на целую, неделю, однако такого решения вопроса лучше избегать, если родители хотят, чтобы ребенок хорошо их знал и привязался к ним, так как в этом возрасте дети привязываются к тем, кто ими больше всего занимается.

Как выбрать няню.

Прежде всего она должна быть одобрена мэрией и пройти медицинское освидетельствование (что очень важно); регулярно работник социального обеспечения или патронажная медицинская сестра контролирует состояние здоровья вверенных им детей. Таких зарегистрированных нянь сейчас называют «помощницами матерей».
К сожалению, их пока недостаточно; очень многие няни не зарегистрированы, и следовательно, их невозможно проконтролировать. Вам же важно быть уверенной, что у няни на попечении не больше 2—3 детей и для них созданы нормальные условия (проветриваемое помещение, место для игр, уголок для сна и др.).
Вы должны убедиться, что няня достаточно опытна, с нежностью относится к детям, организованна, но без излишней строгости, т. е. готова учитывать особенности ребенка, его привычки. Важно также ее умение поддерживать порядок (но без маниакальной приверженности к нему).
Понаблюдайте за ребенком через несколько дней посещения няни: если он по-прежнему хорошо спит, продолжает «радоваться жизни», не начинает плакать, едва оказавшись на пороге няниной квартиры, если он улыбается няне, а она мило и весело сообщает нам о «новостях» минувшего дня, значит, вы сделали удачный выбор и можете доверять ей ребенка.
В дальнейшем следите, чтобы няня активно поощряла успехи малыша, способствуя его развитию; выясните ее отношение к воспитанию, взаимный обмен опытом будет вам полезен.

Детские ясли.

Двадцать лет назад ясли пользовались плохой репутацией, и вполне заслуженно. В настоящее время здесь отмечаются существенные изменения; появились ясли с профессионально подготовленным персоналом, знающим и учитывающим возрастные особенности детей.
Прежде всего это относится к Государственной службе дипломированных патронажных сестер, ее специалисты проходят 3-летнее обучение. После получения диплома такая сестра становится заведующей ясель и несет ответственность за состояние здоровья и психомоторное развитие детей. Под ее началом работники патронажной службы осуществляют ежедневный уход за детьми.
Нередко, начиная с 2-летнего возраста, эту роль выполняют воспитательницы. Медицинское наблюдение осуществляется приходящим 2 раза в неделю педиатром. Во многих яслях есть и прикрепленный к ним психолог, призванный помогать не только в устранении индивидуальных психологических трудностей, возникающих у ребенка или в его семье, но и в решении общих психологических задач детского учреждения в целом.
Действительно, пребывание в коллективе в столь раннем возрасте может быть чревато для ребенка возникновением каких-либо психологических осложнений, необходимые меры предосторожности по отношению к которым теперь хорошо известны. Ведь даже если в яслях проявляют всю возможную заботу о ребенке и он не испытывает особых затруднений в адаптации к новому окружению, к новому, отличному от домашнего, режиму, жизнь в коллективе несет в себе определенные неудобства.
Чем больше в яслях детей и, следовательно, обслуживающего персонала, тем больше точек соприкосновения и вариантов отношений, к которым ребенок должен приспособиться; у некоторых детей это может вызвать усталость, чувство незащищенности, что родители сразу заметят. В таких случаях они начинают беспокоиться, у них возникает впечатление, что их ребенок заброшен, теряется в группе. Их тревога передается ребенку, влияя на его состояние. Но чаще всего воспитатели успешно преодолевают такого рода трудности, им удается миновать этот риф.
Трудности возможны и тогда, когда мать не хочет возобновлять профессиональную деятельность и не согласна оставлять малыша под чьим-то присмотром. В подобных случаях у ребенка возникают трудности адаптации, что может привести даже к отказу от ясель и к необходимости поиска иного выхода. Наконец, затруднения нередко возникают при переводе ребенка из одной возрастной группы в другую, что исключено в том случае, когда ребенок находится у няни до 3-летнего возраста.
В связи с этим желательно, чтобы ребенок привыкал к яслям постепенно, в течение нескольких дней; лучше делать это до окончания декретного отпуска. Перевод детей в следующую возрастную группу также должен проходить постепенно, лучше небольшими группами. В некоторых яслях не существует возрастного разделения детей; перевод осуществляется небольшими группами, в которые входят дети разных возрастов. Поговорите о возможности такой организации с заведующей ясель.
В большинстве случаев пребывание в яслях оказывает стимулирующее влияние на развитие ребенка благодаря многообразию получаемых впечатлений и занятиям с опытными воспитателями, способствует ранней социализации детей.
Еще одно практическое замечание по поводу ясель: больной ребенок не может посещать ясли, находиться в детском коллективе. Это следует заранее предусмотреть. Отметим, что из некоторых предприятиях предоставляется 12 — дневный оплачиваемый отпуск, который отец или мать может взять в течение года.

Ясли семейного типа.
Ясли семейного типа объединяют в себе преимущества воспитания у няни и в обычных яслях. Система таких ясель получает все большее развитие. Их персонал представляет собой небольшую группу, куда входят официально зарегистрированные так называемые помощницы матерей (см. выше), патронажная медицинская сестра, педиатр и др.; ясли располагаются в небольшом доме, частной квартире или помещении, принадлежащем мэрии.
Ясли семейного типа осуществляют подбор персонала, его обучение» прием родителей, оплату услуг, аренду помещений, приобретение оборудования. Они представляют более гибкую систему по сравнению с обычными яслями, поскольку число детей в них невелико. Если поблизости от вашего жилища есть такие ясли, не примените воспользоваться их услугами.

Ясли или няня: в каком возрасте?
Специалисты придерживаются мнения, что наиболее подходящий возраст — около 6 мес, т. е. когда ребенок еще не испытывает страха перед посторонними людьми и перед всем незнакомым. Кроме того, к этому времени мать уже свыкается с мыслью о неизбежном расставании.
Однако напомним, что адаптация ребенка будет зависеть и от оказанного ему приема, и от его темперамента» а также от постепенности привыкания и отношения- родителей к происходящему. В первую очередь следует учесть именно эти моменты, тогда ребенку легче будет приспособиться к новым условиям.

Присмотр за ребенком в домашних условиях.
Существует еще одно решение проблемы, когда у вас есть возможность доверить ребенка кому-то из близких; например, бабушке, если вы с ней ладите, и при условии, что она не слишком суетлива или категорична. Однако в этом случае вы не должны забывать, что уход за малышом, требующий напряжения сил, может быть слишком утомительным для нее; кроме того, ответственность, которую вы на нее возлагаете, очень велика. Поэтому не следует перекладывать на плечи бабушки родительские обязанности. Если вы предпочтете прибегнуть к помощи домработницы, вам необходимо убедиться в ее благожелательности по отношению к ребенку, опытности и хорошем состоянии здоровья. Пусть она переедет к вам до того, как вы пойдете на работу, чтобы у ребенка было время привыкнуть к ней, а также чтобы он почувствовал, что вы ей доверяете, для него это очень важно.
Бабушка или домработница — такое решение вопроса имеет то преимущество, что ребенок остается в привычной домашней обстановке.

Несколько советов родителям.
В зависимости от ваших возможностей и наклонностей вы примите то или иное решение. Но в любом случае необходимо помнить о следующих мерах предосторожности:
1. Прежде всего (это уже неоднократно отмечалось) ребенка надо заранее подготовить к разлуке с вами, он должен привыкнуть подолгу находиться вдали от вас, что потребует не менее нескольких дней.
2. Важно установить с яслями или няней тесный контакт. Чтобы ребенок чувствовал себя защищенным, необходимо постоянно поддерживать с ним связь, что будет зависеть только от вашего отношения к нему. В самом деле, ведь можно по-разному отдать ребенка в ясли или к няне: сдать как вещь на хранение или оставить на попечение, доверить присмотр за ним. В первом случае ребенка отводят утром и забирают вечером, при какой-либо необходимости встречаются с заведующей или врачом, не пытаясь, однако, выяснить, как ребенок себя чувствовал, кто им занимался, каковы его успехи, были ли затруднения, что он ел.
Доверить же попечению — совсем иное: не перекладывать на других родительские привилегии и обязанности, а разделять ответственность, помогать патронажной сестре или няне (как и они помогают вам) сделать ребенка счастливым. Это значит также интересоваться аппетитом и сном ребенка, его достижениями, возможными потребностями или затруднениями, а также рассказывать воспитателям о поведении и самочувствии ребенка дома. Таким образом, вы будете поддерживать интерес тех, кому вы доверили ребенка, а для него самого пребывание в яслях или у няни станет естественным продолжением жизни дома.
Следует отметить, что теперь в яслях все чаще принимают родителей, для них организуются собрания, делается все, чтобы ребенок чувствовал себя как дома.
3. Необходимо использовать любую возможность побыть с ребенком, помня, однако, что важно не столько количество контактов, сколько их качество. Эта повторяемая всеми мысль действительно верна. Постарайтесь сделать так, чтобы выиграть именно в качестве:
Например, ребенок возвращается из ясель очень утомленным, желая только спать; родители же, рассчитывая воспользоваться вечерним временем для занятий с ребенком, поскольку днем не имеют такой возможности, не укладывают его в постель, а начинают кормить; ребенок отказывается есть, отталкивает еду, выплевывает ее. Родители, видя, что что-то не так, больше наблюдают за малышом, это позволяет им понять его особенности, его ритмы. Теперь они по возвращении из ясель сразу укладывают ребенка спать, а утренние часы (ведь просыпается он рано, хорошо отдохнувшим) посвящают общению с ним, пока он умывается, завтракает, а потом по дороге в ясли.
Другой ребенок, наоборот, вернувшись от няни и вновь увидев свои игрушки, переполняется одним желанием — играть. А для какого-то ребенка наибольшим удовольствием будет подольше поплескаться в ванне или поиграть с отцом или с матерью. Короче, главное — понять и приспособиться к особенностям, биологическим ритмам ребенка.
Наконец, постарайтесь не пропустить важных моментов, изменений, произошедших без вас.

И если какие-либо положительные сдвиги в развитии ребенка наметились в яслях или во время пребывания у няни, воспользуйтесь воскресеньем, чтобы закрепить достигнутые им успехи дома (например, переход к кормлению с ложки или введение в рацион пюре).