Как избавиться ребенку от заикания?
Заикание (логоцевроз) не такой уж редкий недуг: в мире заикается 1% взрослых и 2% детей дошкольного и школьного возраста. Медики считают, что заикание возникает в силу предрасположенности конкретного человека. Появление же его может быть спровоцировано, например, внезапный испугом (от человека, собаки, грозы и т.д.).
Заикание — сильнейший, постоянно действующий фактор стресса. Затрудненное общение в семье, с коллегами, не всегда лояльное отношение окружающих усугубляют страдания. В такой ситуации непросто не сломаться, сохранить самообладание, найти верный путь избавления от недуга. А найти его возможно.
Избавление от заикания состоит из решения двух задач: внутренней и внешней. Внутренняя — это усилия самого страдающего, внешняя — помощь окружающих людей.
Основное, что необходимо твердо усвоить желающему избавиться от заикания, это неукротимое, огромное, настырное, постоянное желание достичь цели — нормальной речи. Это желание необходимо раздуть в ребенке до размера, оттесняющего все остальные дела и заботы на второй план.
Следует также знать: выздоровление — процесс, растянутый во времени, он требует нескольких недель, а в запущенных случаях — нескольких месяцев ежедневных занятий примерно по часу в день. Мгновенное исцеление — миф. Скандированная речь, шепот, пение создают иллюзию выздоровления. Полное выздоровление — нормальная речь в любой ситуации, в том числе и при высокой стрессовой нагрузке, например, — при выступлении перед аудиторией — может быть достигнуто только в результате длительных усилий самого человека.
Довольно часто заикающемуся приходится слышать советы следить за своей речью, не спешить, четче произносить звуки и т.д. Но все они сродни советам утопающему плыть к берегу.
Пытаясь следить за своей речью, заикающийся попадает в заколдованный круг, так как, концентрируя внимание на недостатках, усугубляет тяжесть произношения. Положение кажется безвыходным. Где же выход? В дыхании.
Но всей планете люди говорят на выдохе. Нормальный темп дыхания 12—15 вдохов-выдохов в минуту. Нормальная скорость произнесения слов 60—90 слов в минуту. Дикторы-профессионалы способны говорить со скоростью 120 слов в минуту без потери качества речи. Нас же интересует нижняя граница скорости нормальной незамедленной речи. Это 60 слов в минуту, то есть 4—5 слов на один выдох.
Итак, главная внутренняя задача для человека, решившего бороться со своим заиканием, — слежение за дыханием.
Короткий вдох (укороченный во времени по сравнению с выдохом) и непрерывный, без остановок, продолжительный, не напряженный, легкий и бесшумный выдох через рот длительностью 4—5 секунд. Пусть ребенок попробует, и у него получится. Освоив это упражнение, пусть он сделает следующее.
Вспомните, 4—5 секунд выдоха это 4—5 произнесенных слов. Возьмите любую книгу, брошюру, газету и подсчитайте число слов от начала любого предложения до ближайшего знака препинания, между двумя знаками препинания и, наконец, до конца предложения. Часто, очень часто это будет 4—5 слов.
А теперь пусть начнет читать вслух, следя за дыханием. Короткий вдох и чтение вслух на непрерывном, без остановок, продолжительном, не напряженном, легком и бесшумном выдохе через рот длительностью 4—5 секунд (помните, это темп нормального дыхания). Дойдя до ближайшего знака препинания, остановите его, короткий вдох, и пусть продолжит дальше.
И так делайте по часу в день до полного избавления от недуга. Заметные улучшения вы почувствуете не от занятия к занятию, а на более значительном интервале, примерно через 10—15 дней.
Добившись первых успехов, ни в коем случае не останавливайтесь, закрепите его успехи, продолжив занятия-тренировки. Объем предстоящей работы — десятки, а в запущенных случаях сотни часов. Добавьте к речевым занятиям-тренировкам самовнушение (аутогенные тренировки). Пусть ребенок повторяет мысленно фразу, например такую: «Я всегда и везде говорю совершенно нормально». Повторяет в такт шагов. Если эта фраза вам не нравится, сочините другую. Но при этом избегайте утверждения через отрицание. Никогда не произносите: «Я не заикаюсь». Внимание может акцентироваться на слове «заикаюсь». Для ребенка это нежелательно.
Таким образом, внутренняя задача состоит из следующих пунктов:
1. Желание одолеть недуг.
2. Придание абсолютного приоритета процессу борьбы с недугом.
3. Твердый и однозначный настрой на длительные значительные волевые усилия и ежедневные (без пропусков и перерывов) занятия-тренировки.
4. Не ожидание чуда, скачкообразных улучшений качества речи ни на каком этапе занятий ожидать не следует.
5. Контролируемый выдох через рот — непрерывный, без остановок. Продолжительный, не напряженный, легкий и бесшумный.
8. Самовнушение нормальной речи.
Внешняя задача в борьбе с заиканием, как уже сказано выше, это помощь окружающих людей: родных, друзей, учителей, товарищей. Окружающие могут, а родные просто обязаны содействовать заикающемуся, а для этого нужно:
1. Исключить, а при невозможности сгладить воздействие «отрицательного фактора» на заикающегося (стрессовые ситуации, крик, нетерпение).
2. Исключить, а при невозможности свести к минимуму общение с другими заикающимися, во избежание эффекта подражания.
3. Создать и поддерживать благожелательную спокойную обстановку вокруг заикающегося, особенно дома.
4. Замечать каждый успех заикающегося в борьбе с недугом и придавать ему достойное значение.
Уже первые успехи заметно прибавят ребенку уверенности в себе. Устройте ему праздник. Пусть выйдет на улицу, заговорит со случайным прохожим, зайдет в магазин, пусть присмотрит какую-либо вещь, обсудит ее с продавцом и купит.
Новая речь и новая вещь, как вещественное доказательство новой речи, повысят его веру в собственные силы. Не останавливайтесь, продолжайте занятия. Пусть общается, наслаждаясь новой речью.