Какие игры нужны ребенку.
Игра для ребенка не является только развлечением. Когда мы с вами играем в карты или в теннис, мы хотим расслабиться, т. е. игра для нас — антипод работы. Для ребенка же играть, значит, заставлять работать свой мозг и испытывать свои силы. Игра — его нормальная деятельность, ребенок играет столь же естественно, как на яблоне растут яблоки.
Во время игры вы можете узнать о ребенке очень многое — властный он или фантазер, отважный или осторожный. Вы узнаете также, как он реагирует на ваше воспитание: маленькая девочка, сердито ругающая куклу за то, что «она намочила штанишки», — не страдала ли она от родительской суровости? Наблюдая за играми ребенка, вы видите, как развивается его личность, обогащается словарный запас; наконец, задор, который он вносит в игру, свидетельствует о его тонусе, общем состоянии.
Соответствие игр и интересов возрасту ребенка. Родители не всегда знают, какие игрушки соответствуют тому или иному возрасту. Приходя в магазин, они скорее спрашивают «игрушку для 2-летней девочки или 3-летнего мальчика», нежели куклу или машину. А между тем в каждом возрасте есть свои предпочтения. Поэтому я надеюсь, что приведенный ниже список (с комментариями) игрушек, которые доставят удовольствие ребенку в возрасте от 1 мес до 4 лет, окажется весьма полезным. Но прежде я, как всегда, хочу вас предостеречь: если ребенку не нравятся игрушки, интересующие большинство его сверстников, не следует делать поспешных выводов о его умственном развитии; наверняка у него есть другие интересы, вам надо лишь выявить их.
- 1—4 мес.
Он открывает цвета и звуки. Это возраст погремушек, больших и с широкой ручкой, ибо малышу еще трудно их держать, погремушек с тремя, четырьмя, пятью разноцветными шарами, а также гирлянд, которые подвешиваются в кроватке или коляске. Можно подвесить и резиновые моющиеся игрушки (скоро ребенок потянет каждую в рот) или вертящиеся фигурки животных, ведь дети очень любят все, что двигается; их ассортимент достаточно велик — рыбки, птички, забавные персонажи самых разнообразных форм и цветов. Отметим, что уже в этом возрасте ребенок отличает твердую игрушку от мягкой, тряпичную куклу от пластмассовой погремушки и делает это очень забавно.
- 4—8 мес.
Малыш учится по-разному пользоваться собственными руками: он щупает, царапает, тянет, опирается, бросает. Давайте ему резиновые игрушки, которые пищат при надавливании, а также более сложные погремушки, издающие музыкальные звуки. В этом возрасте ребенок пытается приподняться, чтобы сесть, поэтому ему очень понравится прикрепленная к кровати (или манежу) перекладина, за которую он сможет цепляться; кроме того, это будет для него полезной гимнастикой. А вечером перед сном заводите ему музыкальную шкатулку, он с удовольствием ее слушает.
- 8—12 мес.
Бросать как можно дальше и как можно чаще (и вовсе не с целью доставить вам неприятность, но чтобы увидеть, куда оно упало) — вот что теперь забавляет более всего вашего ребенка. В этом возрасте ему надо давать небьющиеся игрушки — резиновых зверюшек, пластмассовые кубики, тряпичную куклу, плюшевого мишку.
Прикрепите к полочке его стула погремушку с присоской или поставьте перед ним заводные игрушки, они рассмешат его до слез (танцующий медведь, черепаха с движущейся головой и др.). Игрушки из мягкой резины, которые можно растягивать во все стороны, тоже понравятся ему. К перекладинам манежа прикрепите руль, издающий звуки, когда его крутят. Во время купания хороши плавающие игрушки (красные рыбки, уточки, киты, лягушки).
- 12—18 мес.
Ребенок, делающий первые шаги, чувствует себя увереннее, когда толкает перед собой игрушку на колесиках: деревянную лошадку, тележку, музыкальное колесо и др. Сидя, он может складывать и вынимать кольца и стаканчики. Это также возраст первых куличей из песка. Подарите ему формочки, ведро, лейку и водяную или песочную мельницу.
- 18—24 мес.
Он все трогает, всюду бегает, шумит, переставляет, переносит. Чтобы удовлетворить его новые интересы, дайте ему ослика на колесах, деревянный поезд, который он будет возить по комнате (возить за собой — большой прогресс для ребенка: это легче, чем толкать перед собой). Дайте ему музыкальный волчок или ксилофон, чтобы он мог… пошуметь, пластмассовые кегли, которые можно опрокидывать, большие деревянные кубики, чтобы погрузить их в самосвал.
А для спокойных моментов (они бывают) дайте ему что-нибудь _.. для тренировки ловкости — бочонки, коробочки, складывающиеся одна в другую (как матрешки), «почтовый ящик» (игрушка, представляющая собой коробку с прорезями различной конфигурации на крышке, в которые вставляются детали и элементы соответствующей формы). В этом возрасте он также любит стучать молотком.
- 2—2.5 года.
До этого возраста мальчикам и девочкам обычно дарят одинаковые игрушки. Но начиная с 2—2.5 лет, согласно существующим привычкам, окружению, традиционные подарки представляют куклы для девочек и машины для мальчиков. Отныне у каждого свой отдел в магазине игрушек: в этом возрасте он выбирает пожарную машину, самолет, а она отдает предпочтение голышам, деревянным бусам, которые нанизываются на шнурок.
Однако если ребенок желает иметь игрушки, которые обычно относят к интересам противоположного пола, не стоит ему отказывать. Если мы хотим, чтобы однажды мужчины разделили с женщинами их традиционные обязанности, то не следует систематически говорить мальчику, которого привлекают кухонная утварь и посуда, что «это игрушки для девочки»; вероятно, завтра это станет и его привычным занятием.
В таком возрасте и девочек, и мальчиков интересуют деревянные домики и домашние животные, а также разборные игрушки, большие грузовики, в которые можно залезать, а для сада — тачки. Что же касается плюшевого мишки, из игрушки он превращается в неразлучного друга.
- 2.5—3 года.
В этом возрасте дети просто-напросто имитируют родителей: водят машину, звонят по телефону, собираются в путешествие, готовят обед, ходят в магазин или делают уборку, вывозят в коляске на прогулку теперь уже одетую куклу. Чтобы поразмяться, они катаются на велосипеде, любят и лошадь-качалку, а когда устают, с удовольствием листают книжку с картинками (часто вверх ногами), возятся с пластилином, черкают по бумаге фломастерами, упражняются в ловкости, складывая различные разборные игрушки.
- 3 года.
Это возраст воображения и игрушечных наборов. Девочка играет в медсестру, делает кукле уколы, измеряет ей температуру, играет в магазин. Мальчик же становится индейцем, играет в войну, он или поборник справедливости Зорро, или герой какого-нибудь последнего телевизионного фильма. Их все больше интересуют книги; рассматривая картинки, они выдумывают разные истории, любят конструкторы, цветную мозаику, альбомы для раскрашивания. В парке их привлекают качели, на море — парусные лодки.
Однако любимыми игрушками остаются: для девочки — кукла (при условии, что у нее есть несколько платьев, ибо она очень хорошо умеет одевать куклу), а для мальчика — машины. Мальчику особенно нравятся самосвалы, подъемные краны, бульдозеры, тракторы. Не меньше 3-летний мальчик ценит и поезд с вагонами на пластмассовых рельсах, которые можно легко собрать и разобрать.
- После 4 лет.
Теперь они, как взрослые, ездят на двухколесном велосипеде, играют в мяч (который умеют бросать), а также в игры, требующие терпения (лото, головоломки), собирают более сложные конструкторы, строят из многогранных брусков. Они рисуют красками и вырезают, поскольку становятся весьма ловкими, слушают пластинки или кассеты, рассматривают книги, но теперь, пока они вглядываются в иллюстрации, им надо рассказывать истории, которые они в свою очередь пересказывают младшим. Девочке нужны кукольные платья и принадлежности, она умеет купать своего голыша, баюкать и укачивать его, напевая колыбельные песни. Мальчик по-прежнему интересуется машинами, но предпочитает более сложные, он умеет их чинить, менять шины, любит также игрушки с дистанционным управлением.
Внимание, опасные игрушки. Большое число несчастных случаев, связанных с игрушками, потребовало введения строгих норм безопасности, обязательных для всех производителей. Они касаются воспламеняемости игрушек (наиболее строгий контроль), их механических и химических характеристик (материалы, токсичность и др.).
Это существенное достижение, однако опасные игрушки еще встречаются в продаже (действительно, значительное число игрушек еще проникает на рынок теми или иными путями). Поэтому родителям необходимо проявлять бдительность при покупке даже самой безобидной игрушки. Глаза куклы, медведя из стекла или пластика могут разбиться и поранить ребенка (ребенок может также их проглотить); проволока, с помощью которой крепятся уши или лапы у плюшевых зверей, ломкие очки из пластмассы, заводные игрушки, собранные из мелких деталей, которые ребенок отламывает и тянет в рот, гвоздь в деревянной игрушке, булавка, торчащая из чепчика куклы, волчок с отваливающейся металлической осью — могут привести к несчастному случаю. Многие игрушки не выдерживают ударов, падений, укусов ребенком. При поломке, деформации, расклеивании их острые углы превращаются в настоящее оружие.
Как узнать, что игрушка, которую вы покупаете, отвечает требованиям безопасности? На ней должна быть надпись: «Соответствие настоящего продукта нормам гарантируется производителем (или импортером)».
Рекомендуется покупать ребенку игрушки, соответствующие его возрасту (впрочем, на многих игрушках указан возраст, на который они рассчитаны). Так, конструктор, предназначенный для детей 5—6 лет, может представлять опасность в руках грудного ребенка. Не забывайте также о размерах игрушек: ребенок может проглотить маленькую игрушку. Прислушайтесь к совету одного из педиатров: «Маленькому ребенку — большие игрушки». Наконец, детям любого возраста не рекомендуются револьверы, стреляющие стрелами, луки со стрелами, петарды.
Несколько слов о традиционном плюшевом мишке, который порой на долгие годы становится спутником ребенка. Если в один прекрасный день ваш ребенок начинает кашлять без видимой причины, вспомните, что плюшевые игрушки, собирая много пыли, могут послужить причиной аллергии. Таким образом, виновником сильного кашля или приступа астмы, возможно, является любимый мишка. Добавлю только, что существуют моющиеся плюшевые игрушки.
Ребенок играет не только с игрушками; пустая коробка, деревянная ложка, веревочка или яркая лента могут привлекать его внимание часами. Исследовать содержимое ящика, подражать взрослому, занимающемуся уборкой, просто смотреть в окно на прохожих — тоже очень важные занятия. Они тесно связаны с интеллектуальным и физическим развитием ребенка.
- «Собери свои игрушки».
Нередко стремление матери к порядку превращается в навязчивую идею, и трудно осуждать ее за это. В самом деле, в чисто прибранной квартире не слишком приятно видеть разбросанные повсюду машины и кубики, однако нельзя требовать от маленького ребенка (по крайней мере до 3—4 лет) самостоятельно убирать свои вещи. Зная это, вы сможете избежать многочисленных конфликтов, омрачающих отношения родителей с детьми. В подобных случаях лучше попросить ребенка вам помочь; таким образом он постепенно приучится к порядку.