Зарисовки к тренингу «Как сделать ребенка лидером«
Очень хорошо, даже если ребенок еще маленький, уже приучать его к тому, что он может сделать в смысле благотворительности. Надо поискать, погуглить, посмотреть какие же есть проекты. Самый простой проект, который доступен практически любому подростку, это если он что-то освоил, всегда можно договориться с ближайшим детский домом, домом семейного типа, молодежным домом, что ваш ребенок и вы например, можно если в подростковом возрасте и без вас, будет приходить к более младшим детям и с ними заниматься, проводить для них кружок.
При этом сразу идет несколько выигрышей:
- Ваш подросток начинает себя чувствовать социально ответственным человеком, человеком, который реально приносит в мир добро, реальную пользу, и он начинает себя чувствовать намного более устойчиво. Он видит, что он не бесполезен, что он может, что делает, что он улучшает мир, что его работа приносит реальный, измеримый результат. Вот он приехал, дети не умели, он провёл занятия — дети научились, он получает благодарность от своих учеников.
- Он нарабатывает навык преподавания, а этот навык любому руководителю, в любой компании, очень и очень нужен, особенно если это не в форме, как у нас школьные уроки, будут проходить, а если это навык преподавания в формате коучинга и наставничества. То есть в формате правильных вопросов, таких: «а ты подумай так; а ты подумай, почему так; а вот как бы можно было бы улучшить?; чтобы ты сделал, если так?; а вот к каким последствиям это приведет?».
Проще всего вашим детям будет обучиться этой технике, если вы сами по отношению к ним начнете эту технику применять, если вы сами по отношению к детям будете коучем, если вы сами по отношению к детям будете таким наставником, который не указания раздает, а интересуется, чтобы сам человек разобрался, сам человек прошел весь путь до понимания, и делал не потому, что сказали и он как бездумный исполнитель делает, а потому, что он разобрался, — почему так, почему так, а почему так.
И тогда соответственно у него это будет, как автоматический его навык — быть наставником для людей, которые находятся под его властью, находятся под его лидерством. То есть здесь у нас получается, что соответственно наш ребенок получит опыт преподавания, такой опыт, не обязательно в детских домах, можно аналогичный кружок организовать в школе, может где-нибудь там остались еще с советских времен какие-то бывшие дома пионеров, молодежи и прочее, центр технического творчества учащихся. Есть вариант того, что даже на имеющемся кружке преподаватель разрешит вашему подростку провести часть занятии для малышей, договориться никаких проблем не представляет, просто, ну, надо задаться этой целью, спросить знакомых, подойти к преподавателю.
То есть здесь очень такой важный навык, чтобы ребенок учился преподавать с детства. Это для будущего руководителя, для взрослого лидера навык просто необходимый, и у вас получается, что вы этим выигрываете что, когда, во-первых, ребенок что-то начинает преподавать, то он начинает в этом прекрасно разбираться, ну волей неволей, для того чтобы кому-то что-то объяснить, приходится разобраться самому. Для меня, например, я уже давно поняла, что если я хочу в какой-то теме досконально разобраться, мне надо просто на эту тему объявить семинар или мастер класс.
Когда в процессе подготовки к семинару или мастер-классу я в теме хорошо разбираюсь, в процессе проведения я получаю ряд вопросов, ряд чего-то. После я додумываю, разбираюсь, и уже на втором на эту тему мастер-классе или семинаре я прекрасно владею вопросом, после второго у меня уже уровень идет очень и очень высокий. Хотя до этого я могла вообще ничего фактически по теме не знать и до этого не иметь структуры, не уметь четко, кратко изложить. То есть в этом смысле очень рекомендую обучить навыку преподавания и как можно больше им пользоваться.
Если у вас какие-то вопросы про школьные предметы и прочее, то хорошо бы спровоцировать ребенка на то, чтобы он стал репетитором для кого-то помладше.
Тогда получается, знаете, часто такая ситуация происходит в многодетных семьях, когда ребенок вначале сам за себя учится на троечку что называется, а потом, помогая младшим братьям и сестрам, он все эти предметы осваивает уже на отлично, просто потому, что он как репетитор помогая делать уроки младшим, вынужден в этом разобраться уже как будучи учителем.
Такая же хитрость по поводу освоения школьных предметов, пусть пойдет репетитором к более младшему ребенку, и тогда ему для подготовки в поступлении в вуз, будет намного проще, что большую часть школьной программы он освоит с точки зрения учителя, который обучал более младшего ребенка.
Здесь вы выигрываете не только его опыт лидерства, руководства, наставничества, которые очень, очень, во взрослой жизни пригодится, и с собственными детьми ему пригодится, и по работе пригодится. Здесь вы именно выигрываете это его ощущение знания того, что он кого-то ведет в правильном направлении.
Очень, очень рекомендую подумать над такими конкретными условиями, в которых ребенок действительно может проявлять себя как лидер.