Учим считать самых маленьких

В предыдущей статье «Математика для малышей» я рассказала об общих моментах знакомства маленьких детей с математикой. Сегодня хочу более подробно остановиться на обучении  счету младших дошкольников. Под младшими дошкольниками я имею ввиду детей до трех лет.

А нужно ли учить считать таких крох? Ну а почему бы не попробовать. Ведь после года наступает момент когда малышу все хочется знать, трогать и пробовать. Зачем же пропускать этот период? Главное ни каких занудных занятий, только игра и обязательно по обоюдному желанию.

Учимся считать играя

Как же учить считать самых маленьких? Во первых, считать нужно обязательно конкретные предметы. Просто заучив с ребенком числительные, как это делают многие родители, мы не получим ни какого результата, только зря потратим время.

Для маленьких детей абстрактные «один»,  «два», «три» пустые слова,  не имеющие ни какого смысла. Просто потому, что абстрактное мышление начинает формироваться ближе к школьному возрасту. А пока у малыша мышление наглядно-образное. Проще говоря мышление маленького ребенка действует по схеме: вижу-слышу-говорю.

Учиться считать (впрочем как и всему остальному) нужно только на конкретных предметах, причем понятных малышу. А что может быть ближе и понятней, чем сам малыш? Так и давайте же считать ручки, ножки, глазки малыша.

Ну кокой малыш не любит показывать где у него глазки, нос, брови, ушки? Как только малыш начинает с удовольствием играть в эту игру и без ошибочно показывать все свои части тела, можно добавит вопрос «А сколько?» Например: «Где у нашей Маши глазки? Вот они наши глазки! А сколько глаз у Маши? Один, два — два глаза! А где у Маши нос? Вот он наш красивый нос! Сколько носов у Маши? Один нос! А где ладошки? Сколько ладошек? Одна, две — две ладошки? А где пальчики? Сколько пальчиков? Один, два, три, четыре, пять. Много пальчиков!».

Говорить все это нужно веселым, шутливым тоном, а не тоном учительницы у классной доски. Это только игра. Играем пока ребенку это интересно. Не в коем случае не заставляем малыша. Не хочет он сейчас играть — ну и не надо. Попробуете в следующий раз. Как правило малыши с удовольствием играют, но смотрите не переусердствуйте. Если будете очень часто приставать к ребенку с расспросами, ему может надоесть.

Если малыш по началу с интересом играл и считал вместе с вами, а позже вы заметили, что интерес его падает, значит пришло время разнообразить вашу игру.  Можно находить части тела, а за одно и считать их, у других членов семьи. А потом и на игрушках. В принципе, считать вы можете не только до двух. Но вот сам малыш вряд ли сможет пересчитать предметы, которых больше.

Индивидуальный подход

Ребенок к трем годам может безошибочно определять где один предмет, где два предмета и где их много. Конечно каждый ребенок индивидуален и именно ваш малыш может считать и до десяти. А может и вообще не захочет ничего считать. Это его право, не настаивайте.

Ориентироваться необходимо на индивидуальные особенности вашего малыша. Только в этом случае вы получите положительный результат. В противном же случае раннее развитие может нанести не поправимый вред психике вашего ребенка. Помните об этом.  С малышом необходимо заниматься только тем, что доставляет ему радость. А еще лучше, если занятия будут доставлять радость и вам.

Присмотритесь к вашему ребенку, что он любит больше всего? Может это машинки? Попробуйте посчитать фары, кузов, кабинку, колеса. Заодно можно и закрепить цвета. А может ваш малыш очень любит, когда ему читают книги? Купите книги со считалками. Читайте, рассматривайте картинки, а заодно и считайте их.

Если малыш проявляет интерес к счету, то вы можете считать все что угодно, лишь бы это нравилось ребенку.  Ребенок может полюбить считать что-то конкретное.  Мой сын любил считать бельевые прищепки на балконе. Сам тянул меня на балкон и просил считать. Считала я сначала до пяти, потом до десяти. Его первыми словами были мама, баба и один.

А во время прогулки его не возможно было увести со двора пока он не заставит меня назвать все буквы и цифры на номерах машин, стоящих у подъездов. Не обязательно применять какие то дорогостоящие пособия и методики раннего развития, иногда достаточно просто во время удовлетворить любопытство малыша. А уж чего-чего, а любопытства у них хоть отбавляй.

Настольные игры и обучение счету

В обучении малыша счету вам помогут настольные игры. Сейчас в  магазинах  можно найти великое множество обучающих игр, пособий, озвученных книжек — глаза разбегаются. Можете пробовать, продавцы-консультанты вам подскажут, какие игры больше подойдут вашему малышу по возрасту.

Я же, как всегда, за старое и надежное. Рекомендую обратить внимание на домино с точками. Только фишки домино должны быть очень крупными. Так же дети очень любят игры — ходилки с кубиками и фишками.

Эти игры тоже различаются по возрасту. Выбирайте игру с понятным малышу сюжетом и крупными фишками, желательно в виде каких то конкретных предметов: машинок, куколок, солдатиков или в виде героев из мультфильмов и сказок.

Кубик тоже должен быть большим. Его желательно адаптировать под возможности ребенка. Склейте свой собственный кубик, где на трех гранях будет одна точка, а на трех две. Научиться ребенок ходить на один и два хода, переделайте кубик и добавьте грань с тремя точками. И так постепенно вы дойдете до обычного кубика.

Обратите внимание на то, как расположены точки на грани кубика — это важно. Ребенок не столько считает точки, сколько зрительно запоминает их расположение.

Знакомство с цифрами

Цифры для малыша — это абстрактные понятия и мышление маленького ребенка соотнести цифру с конкретным количеством предметов не может. Но это совершенно не значит, что ребенку не надо показывать цифры.

Купите кубики с цифрами, книжку со стихами про цифры и положите на видное место. Как только ребенок проявит интерес к новым игрушкам, расскажите что там на кубиках и почитайте книжку (например С.Я. Маршака «Веселый счет»).  А дальше все будет зависеть от интереса к данному процессу вашего малыша и от вашей фантазии.

Желаю вам удачи и веселого счета!!!

5 Комментарии

  1. Потрясающий у вас сайт! Добрый, позитивный и, главное, очень нужный! Я тоже ЗА раннее развитие детей (обеими руками :)), поэтому буду заглядывать к вам за новыми идеями!

    • Александра, большое спасибо за поддержку и теплые слова.

  2. И мне ваш сайт очень понравился! Очень интересно и полезно знать

    • Анастасия, спасибо за ваш отзыв. Буду очень рада если мои статьи будут полезны.

  3. Спасибо огромное за интересную информацию, много полезного и нужного на вашем сайте. Обязательно воспользуюсь вашими идеями.

Обсуждение закрыто.